ГБОУ «МЕТАЛЛИСТОВСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Н.ОСТРОВСКОГО АМВРОСИЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
п. Металлист
  • Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом

    Ежегодно 3 сентября в Российской Федерации отмечается особая дата – День солидарности в борьбе с терроризмом. Этот день призван символизировать объединение государства и общества в борьбе с общим врагом. Дети и взрослые в России и во всем мире должны знать, что с терроризмом необходимо не только бороться, гораздо важнее и эффективнее предупреждать его возникновение. Только объединившись, можно противостоять терроризму, не только национальному, но и международному.
    Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

    Памятная дата 3 сентября была установлена в 2005 году Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Установление этой памятной даты непосредственно связано с трагическими событиями, произошедшими с 1 по 3 сентября 2004 года, когда в результате террористического акта в школе № 1 небольшого города Беслана в Северной Осетии погибли – 333 человека (в том числе 186 детей, 17 учителей и 11 работников силовых структур), получили ранения – более 700 жителей города и 55 сотрудников спецслужб. То, что произошло в Беслане, забыть невозможно, как нельзя забыть тех, кто отдал свои жизни ради спасения детей.

    Россияне с горечью вспоминают также жертв и других терактов, происходивших в Москве, Волгограде, Будённовске, в Чечне, Дагестане и других городах и регионах нашей страны.

    3 сентября по всей стране проводятся мероприятия, посвященные памяти жертв террористических актов и сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга. В этот день традиционно        проходят      митинги,                  панихиды,  возлагаются              цветы к мемориалам погибших, проводится Всероссийская минута молчания. Во время               минуты       молчания        во многих      российских городах     в              небо выпускают           белых           голубей                       (белые    шары),      которые  призваны символизировать мир. В школах к этой дате приурочены специальные уроки, посвященные проблемам борьбы против терроризма и экстремизма. Вспоминая невинные жертвы, мы едины в своем намерении всеми силами противостоять террору. Важно помнить, что терроризм можно

    побороть лишь сообща, всем вместе!

    В ходе подготовки и проведения мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом, следует учитывать, что среди глобальных угроз человечеству терроризм занимает одно из первых мест.

    Тем  не  менее,  в  обществе  прочно  закрепилось  мнение, что противодействие терроризму – это исключительно задача спецслужб и силовых структур государства. Вместе с тем, образовательные структуры, являющиеся органичной частью общества, имеют большой набор инструментов в вопросах профилактики терроризма, противодействия распространению его идеологии.

    Формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритета общечеловеческих ценностей на фоне серьезной разъяснительной работы о сущности терроризма – идеологическая основа проводимых мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

    И в первую очередь такие мероприятия должны быть направлены именно на молодёжь, на подрастающее поколение. Именно молодые люди в силу ряда социально-психологических, физиологических, демографических особенностей более восприимчивы к идеологическому воздействию и подвержены максимализму и радикальным настроениям.

    Для реализации поставленных задач могут использоваться различные виды и формы работы, позволяющие сформировать у детей, подростков и молодежи активное отношение к изучаемым событиям, умение анализировать и определять их значение в судьбе Отечества.

    Выбор видов и формата мероприятий, места проведения определяются возможностями взаимодействия с:

    • учреждениями культуры,
    • спортивными обществами,
    • научными учреждениями,
    • молодёжными, студенческими и профсоюзными организациями,
    • общественными организациями и объединениями (в том числе организациями ветеранов военной службы, спецслужб, правоохранительных органов),
    • благотворительными организациями и др.

    Цели мероприятий позволяют использовать широкий перечень видов массовых мероприятий:

    1. Общественные мероприятия:
      • демонстрации, шествия, митинги;
      • собрания, заседания;
      • флешмобы;
      • молодежные акции, акции памяти;
      • пресс-конференции;
      • слёты, сборы;
      • встречи с представителями власти, общественных организаций, участвующих в борьбе с терроризмом (ветеранами антитеррористической борьбы) и др.
    1. Культурные мероприятия:
      • концерты, выступления артистов и творческих коллективов (классического и народного искусства, популярной и рок-музыки, самодеятельного творчества);
      • художественные выставки (картины, скульптуры, рисунки, фотоработы и т.п.);
      • экспозиции, в том числе в библиотеках (например, документов, связанных с борьбой с терроризмом);
      • конкурсы рисунков на асфальте, конкурсы граффити;
      • театрализованные представления и др.
    2. Физкультурно-спортивные мероприятия:
      • соревнования, товарищеские матчи по спортивным играм;
      • беговые марафоны, автопробеги или велопробеги;
      • соревнования по силовым видам спорта;
      • турниры по настольным играм;
      • семейные эстафеты;
      • показательные выступления и др.
    3. Учебно-просветительские мероприятия:
      • беседы, обсуждения по проблемам терроризма и борьбы с ним;
      • интерактивные занятия с использованием мультимедийного и интерактивного оборудования;
      • показы художественных и документальных фильмов (роликов) с последующим их обсуждением;
      • тематические уроки и др.

    Для проведения мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом, могут быть привлечены представители органов государственной власти, политические и общественные деятели, ветераны боевых действий.

    Уместно  к  мероприятиям  привлекать  родителей  обучающихся с целью расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций и снижения конфликтных ситуаций в семьях.

    В образовательных организациях ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом возможно оформить информационные стенды, плакаты, наглядный раздаточный материал (буклеты, листовки), агитирующие неприятие насилия, нетерпимость к идеологии терроризма и экстремизма.

    Мероприятия,  посвященные  Дню  солидарности  в  борьбе с терроризмом, способствуют росту патриотизма, воспитанию уважения к закону, отрицанию терроризма как явления и как метода решения социальных проблем, формированию умений жить в поликультурном мире и развитию дружеских отношений среди обучающихся.

    Рекомендуемые источники:

      • Сборник типовых сценариев проведения общественно- политических массовых мероприятий, приуроченных ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом 3 сентября. – Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина. – Москва, 2012.
      • Информационно-аналитический       портал       Национального антитеррористического комитета – http://nac.gov.ru/
      • Интернет-портал «Наука и образование против террора» – http://scienceport.ru/

    Методические рекомендации по проведению тематического урока, посвящённого Дню солидарности в борьбе с терроризмом

    1 сентября 2004 года группа боевиков захватила 1 128 заложников в школе № 1 города Беслана Республики Северная Осетия. В результате теракта погибли – 333 человека (в том числе 186 детей, 17 учителей и 11 работников спецслужб), ранения получили – более 700 жителей города и 55 сотрудников силовых структур.

    Памятная  дата  3  сентября  –  День  солидарности  в  борьбе с терроризмом была установлена в 2005 году Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» и связана с трагическими событиями в Беслане. В этот день во всех образовательных организациях России проводятся уроки, посвященные памяти всех, кто погиб от рук агрессоров и террористов (далее – Урок).

    Время и место проведения Урока, ответственного педагога определяет администрация образовательной организации.

    До начала Урока целесообразно провести совещание (установочное занятие) с педагогическим коллективом и обсудить особенности проведения занятий, с учетом особенностей образовательной программы, региона, в том числе и с точки зрения имевших место событий, связанных с террористической угрозой.

    По завершении учебных занятий представляется целесообразным провести итоговое совещание, обратив внимание на педагогические результаты,  уровень  знаний  и  понимания  детьми  темы,  их  учет в дальнейшей учебной деятельности.

    Итоги проведения Урока (лучшие работы, суждения, фотографии, видеосюжеты, рисунки) рекомендуется отразить на официальном сайте образовательной организации.

    Цели Урока:

      • формирование у обучающихся сострадания, общероссийской гражданской идентичности;
      • воспитание патриотизма, уважения к Отечеству;
      • формирование   неприятия   идей   ксенофобии,   нетерпимости к проявлениям экстремистской идеологии.

    Задачи Урока:

      • содействовать формированию понимания сущности и принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, уважительных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности, экстремизму во всех его проявлениях;
      • сформировать позицию нравственного и правового отрицания терроризма как явления, как метода решения социальных проблем;
      • научить молодых людей осознавать важность извлечения уроков истории для проектирования своей жизни и будущего своей страны – России.

    Формы организации Урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся.

    Урок может проводиться с участием учителей истории, географии, литературы, биологии, мировой художественной культуры.

    В подготовке и проведении Урока максимально использовать потенциал музеев, школьных библиотек (книги, иллюстрации, периодика и др.), официальных сайтов, технические средства обучения (мультимедийное оборудование, презентации, видеофильмы, слайды, музыкальное сопровождение и т. д.).

    В зависимости от преподаваемого предмета каждый учитель актуализирует тот или иной аспект.

    Во вступительном слове учителя необходимо подчеркнуть ключевые содержательные и воспитательные моменты урока.

    XX век ознаменовался кровавыми событиями. Первая мировая война и трагедия геноцида армян. Вторая мировая война, составной часть которой стала Великая Отечественная война; преступная нацистская политика, принесшая миллионы жертв, трагедия Холокоста. До сих пор до нас доходят отголоски этих ужасных событий, и думалось, что эти события должны научить жить людей в мире, ценить его. Но, к великому сожалению, история повторяется.

    Страну, победившую нацизм, спустя чуть более полувека потрясли чудовищные события: война в Чечне, террористические акты, взрывы в московском метро, теракты в разных городах России, захват заложников в Театральном центре на Дубровке, в Кизляре и в Беслане.

    При изучении трагических событий в Беслане педагогам необходимо иметь в виду, что тема Беслана – сложная, трудная для изучения тема, которая не может не вызывать эмоциональных переживаний.

    Учитель, в первую очередь, должен отобрать такое содержание учебного материала, формы и методы образовательной деятельности, которые позволят эмоционально раскрыть драматизм трагических событий в Беслане, связанных с захватом школы отрядом террористов, но в тоже время избежать психологического травмирования детей.

    Предусмотрены модели для трех возрастных групп школьников: 1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы.

    Тематический урок в 1-4 классах.

    Урок можно эффективно провести в форме классного часа. Основные задачи:

      • содействовать развитию у обучающихся чувства сострадания и соучастия к жертвам терроризма;
      • содействовать воспитанию чувства неприятия к насилию и терроризму.

    Основными методами в начальной школе могут стать рассказ, беседа, конкурсы рисунков и плакатов.

    При подготовке к Уроку важно создать эмоциональное настроение у обучающихся, подготовить классную комнату к проведению мероприятия.

    Необходимо обеспечить визуальный ряд: вывесить фотографии памятников, посвященных трагедии в Беслане.

    При проведении Урока учитель должен обратить внимании учащихся, что все они живут в большой, многонациональной стране, которая зовется Россией – Российская Федерация, где все люди стремятся жить в мире и согласии.

    Но есть люди, которые не желают так жить, они стремятся разрушить этот мир. Эти люди приносят зло и горе.

    Используя прием подводящего диалога, учитель на основе событий в Беслане может организовать беседу на тему «Что такое зло и добро?». Очень важно, чтобы во время проведения беседы, дети осознали драматизм понятия терроризма, и как можно раньше поняли, что терроризм это зло, которому нет оправдания.

    Учителю следует подчеркнуть, что конкретным проявлением зла стала трагедия в Беслане. Это невероятно страшное событие потрясло не только Россию, но и весь мир.

    В ходе беседы обучающиеся могут ответить на вопросы:

      • Могут такие дети как вы победить зло, чтобы никогда не было событий, похожих на драму в Беслане?
      • Что нужно сделать для этого?

    В заключение беседы будет полезно предложить детям нарисовать ответы на эти вопросы, объяснить, что означают их рисунки.

    Тематический урок в 5-8 классах.

    Основные задачи:

      • содействовать  формированию  нравственной  установки на отрицание терроризма и экстремизма как явления как способа решения конфликтов, проблем;
      • содействовать  формированию  уважения  к  заложенным в Конституции  Российской  Федерации  базовым  общечеловеческим и российским ценностям;
      • содействовать  воспитанию  уважения  к  закону,  праву как ключевым ценностям человека и общества, инструментам решения социальных проблем.

    В основной школе надо говорить о том, что трагедия в Беслане – это трагедия всей России, всех народов и каждого конкретного человека. Этот день (03 сентября 2004 года), когда произошла трагедия в Беслане, в России назван Днем солидарности в борьбе с терроризмом. Это день

    сопереживания и поддержки людей, потерявших самое дорогое в жизни – своих детей, родных и близких.

    Учителю следует подчеркнуть, что террористы начали войну без правил и нравственных норм. Свидетельством этого является преступление против детей и педагогов школы № 1 в городе Беслане.

    Педагог должен ярко и убедительно на основе конкретных фактов раскрыть примеры героического поведения людей, которые подчас ценой своей жизни спасали школьников и педагогов в Беслане. Речь идет о бойцах специальных подразделений антитеррора «Вымпел» и «Альфа», которые уничтожили отряд террористов, захвативших школу. Педагогу следует назвать имена героев, которые пожертвовали своей жизнью, чтобы спасти детей и педагогов.

    Среди этих героев подполковник Олег Ильин, прапорщик Денис Пудовкин, Роман Катасонов, подполковник Дмитрий Разумовский, майор Вячеслав Маляров, Олег Лоськов и др. Многие из этих героев были совсем молодыми людьми. Так, Олегу Лоськову было всего 23 года.

    Родина не забыла имена героев. Олегу Ильину посмертно присвоено звание «Герой России». У него остались жена и трое детей. Денис Пудовкин посмертно награждён орденом «За Заслуги перед Отечеством». У него остались жена и сын. Подполковнику Дмитрию Разумовскому посмертно присвоено звание «Герой России». У него осталась жена и двое сыновей.

    Обобщая нравственный смысл подвигов спецназовцев, которые ценой своей жизни спасали детей и педагогов в Беслане, учителю следует подчеркнуть ценность человеческой жизни, универсальную значимость права как регулятора поведения людей в обществе, необходимость следовать правовым нормам как условие нормального развития общества.

    Логическим завершением Урока может стать обоснование вывода, что экстремизм и терроризм – это преступление против человечества в целом и каждого конкретного человека, каждого школьника. Поэтому в России разработан и применяется комплекс мер, включая законодательство,  направленных  на противодействие  экстремизму и терроризму. Выполнение требований закона позволит избежать подобных преступлений против детства.

    Тематический урок в 9-11 классах.

    Для обучающихся 9-11 классов предлагается Урок в форме круглого стола, дискуссионного клуба, семинара или конференции, выполнение исследовательских проектов на материале событий в Беслане.

    Основные задачи:

      • содействовать формированию способности выявлять глубинные причины террористических актов;
      • содействовать формированию понимания способов предотвращения экстремизма и терроризма как антиобщественных явлений;
      • содействовать развитию нравственного сознания, формированию способности кмежкультурному диалогу как способу преодоления противоречий, конфликтов.

    Проведение Урока в старшей школе должно подвести обучающихся к пониманию внутренних причин подобных террористических актов, механизмов и способов предотвращения экстремизма и терроризма как антиобщественных явлений. Школьники должны прийти к пониманию абсолютной недопустимости, преступности террористических актов, направленных против человечества и детства.

    Не менее важно развитие нравственного сознания старших школьников, способности к межкультурному диалогу как способу преодоления противоречий между людьми с разными культурными ценностями.

    В ходе Урока, выполнения исследовательских проектов обучающиеся должны сформулировать и обосновать собственные ответы на следующие вопросы:

        • Какова природа экстремизма и терроризма?
        • Какими     способами     человечество    может     снизить вероятность террористических актов типа трагедии в Беслане?
        • Каковы основные методы противодействия терроризму?
        • Почему нравственные и правовые нормы в определенной степени предотвращают проявления экстремизма и терроризма?
        • Каково значение Конституции Российской Федерации как правовой основы противодействия экстремизму и терроризму?
        • Почему   современный   школьник   в    России    должен обладать способностью и готовностью к межкультурному диалогу?

    При проведении урока Памяти очень важно соблюсти максимальный такт в отношении освещения событий, связанных с геноцидом и террором. Недопустимы  трактовки  событий,  которые  могут  вызвать  сомнения

    в нравственной ценности героической деятельности тех, кто подчас ценой своей жизни внес вклад в победу над террористами.

    Завершая урок, учителю необходимо подчеркнуть, что средством против повторения трагических событий является сохранение, актуализация исторической памяти, исторического сознания и мышления россиян. Вечная память жертвам Беслана! Вечная Слава героям Беслана!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie